Новости

16 ноября 2005

Московское ООО "Струнный транспорт Юницкого" предложило властям Петербурга свой вариант надземного экспресса, создаваемого на юге города

Экспресс сажают на струну
Городские власти реанимируют идею строительства пассажирского экспресса, который свяжет строящуюся "Балтийскую жемчужину" и Обухово

Московское ООО "Струнный транспорт Юницкого" предложило властям Петербурга свой вариант надземного экспресса, создаваемого на юге города.
Вчера, 15 ноября, состоялась презентация нового вида транспорта. Принцип его работы построен на движении специальных транспортных средств на протянутых между опорами стальных тросах. Подобный экспресс отличается от уже построенных в мире и в Москве монорельсовых поездов. Разработчики предлагают также организовать производство элементов инфраструктуры и юнибусов в Петербурге.

Деньги на будущее
Примечательно, что правительство города уже выделило 3 млн рублей для учреждения ОАО "Надземный экспресс" под проект строительства транспортной ветки на юге Петербурга.
Эти деньги губернатор СПб Валентина Матвиенко распорядилась выделить еще в сентябре 2005 г. из резервного фонда правительства СПб. Пока ОАО "Надземный экспресс" на 100% принадлежит городу. Завтра, 17 ноября, должно состояться первое заседание совета директоров компании, на котором будут рассматриваться перспективы данного проекта. Он призван связать юго-запад города с Обухово альтернативным общественным транспортом.
Первоначально планировалось проложить надземное метро по монорельсовому принципу (см. врезку), однако теперь город рассматривает и другие варианты.

Проекты и прожекты
Как рассказал Павел Бруссер, начальник отдела экспертной оценки проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб, инжиниринговая компания SNCLavalin (Канада) сейчас пишет по их заказу обоснование инвестиций. Ранее предложенный также канадской компанией Bombardier проект оценивали в $1,4 млрд.
Теперь SNCLavalin пришлось не только обновить проект, но и написать банковское обоснование для привлечения инвестора.
"Какая именно технология будет применена в строительстве этой транспортной ветки, мы сможем сказать после того, как SNCLavalin подготовит обоснование, - сообщил Павел Бруссер. - Однако мы точно не будем использовать неудачный опыт Москвы и строить монорельсовый транспорт".
"Основным недостатком монорельсового транспорта является то, что на рельсе скапливается снег, в результате чего в российских условиях он простаивает до 7 месяцев в году", - утверждает Николай Гевейлер, главный специалист группы "Северо-Западный техноПарк" (30751)*.
Изобретатель и предприниматель Анатолий Юницкий представил на суд петербуржцев рожденное им детище - пассажирский поезд, движущийся по стальным тросам.
Пока прокатиться в поезде им. Юницкого могут жители Лилипутии, петербуржцы же окажутся пассажирами такого надземного экспресса, только если этот проект получит одобрение городских властей.
Вчера в Зале инвестиционных проектов на пл. Островского Анатолий Юницкий, генеральный директор московского ООО "Струнный транспорт Юницкого" (справа), весьма эмоционально расписывал петербургским чиновникам и возможным бизнес-партнерам, какие перспективные горизонты он видит у транспорта, скромно названного в его честь.

факты
- В 2001 г. было уже создано ЗАО "Надземный экспресс" для реализации проекта "легкого" метро от ул. Пионерстроя до Обухово. Ему были переданы функции заказчика строительства.
- В состав акционеров тогда вошли ЗАО "Ленпромтранспроект", ЗАО "Нева-Ремстрой" и ЗАО "Холдинговая компания "Морпортсервис-Евротранссервис". Участие города в новой компании в качестве акционера тогда не планировалось.
- В качестве поставщика подвижного состава для нового типа транспорта тогда был выбран канадский концерн Bombardier.
- Однако в 2004 г. Bombardier сменил собственников, и вопрос об источниках инвестиций вновь повис в воздухе. Как сообщили "ДП" в "Морпортсервисе", ЗАО "Надземный экспресс" уже прекратило существование из-за того, что проект уперся в отсутствие финансирования.

История монорельсовых дорог
1820
На 15 лет раньше паровоза создан прототип первой в мире монорельсовой дороги. В подмосковном селе Мячкове Иван Эльманов, снискавший славу местного Кулибина, построил "дорогу на столбах". По верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.
1821
Британский инженер Генри Робинсон Палмер, работавший на фабрике в небольшом городке Чесхант, запатентовал проект новой транспортной системы.
Открытые кабинки, подвешенные на высоко поднятой над землей несущей балке, приводились в движение лошадьми.
1825
Открыт монорельс Палмера. Хотя линия предназначалась для перевозки кирпичей, в историю этот проект вошел как первый пассажирский монорельс. Во время торжественного открытия Палмер прокатил в кабинках своих гостей.
1876
На Филадельфийской выставке, посвященной столетию США, генерал Ле Рой Стоун продемонстрировал построенный им монорельсовый поезд. Его конструкция представляла собой массивную платформу, оснащенную паровым двигателем.
1888
На западном побережье Ирландии открыта первая коммерческая пассажирская монорельсовая дорога. Эта 14,5-километровая линия соединила города Баллибунион и Листауэл. Система работала до 1924 г.
1899
В Гатчине начала работу первая в России электрифицированная монорельсовая дорога конструкции Романова. Длина двухпутной трассы составляла 200 м. Вагоны весом 1,6 т были сделаны наподобие трамваев того времени и подвешивались на высоте не менее 750 мм от земли.
1901
Схема Романова нашла свое развитие в 13-километровой дороге инженера Е. Лангена в Вуппертале (Германия). Эта дорога работает до сих пор, причем себестоимость перевозок получается примерно на 20% ниже трамвайных.
1952
Первой монорельсовой системой, построенной после Второй мировой войны, стал экспериментальный трек Alweg, получивший название по инициалам спроектировавшего его шведского инженера Алекса Леннарта Веннера-Грена.
1964
Монорельс в Токио (Япония) стал не только первым в мире монорельсом, предназначенным для регулярных пассажирских перевозок, но и первым монорельсом с разветвленной системой путей: составы могут переходить с одного пути на другой.
2004
Открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино. Московский монорельс - первый в России вид общественного городского транспорта, способный работать в полностью автоматическом режиме без участия машиниста.

Лебедев Денис