Saint Petersburg Business Guide - на главную
Рейтинг петербургских миллиардеров  

Новости

 
8 августа 2011 11:00

Реализация закона, разрешающего иностранным яхтам заходить во внутренние водные пути России, будет буксовать


© Фонтанка.Ру  

При реализации закона, разрешающего иностранным яхтам заходить во внутренние водные пути России, уже возникли первые препятствия. Согласно проекту правил, разработанных Минтрансом, если на борту иностранного судна не будет человека, имеющего базовые познания в русском языке, то путешественникам придется нанимать лоцмана. Услуги такого специалиста сейчас стоят 1500 рублей в час. В Европе, в частности в Скандинавии, таких ограничений нет.
В июле президент РФ Дмитрий Медведев подписал долгожданные поправки в Кодекс внутреннего транспорта, снявшие ограничения на заход иностранных яхт во внутренние водные пути России: раньше сделать это было крайне проблематично, так как разрешения нужно было согласовывать сразу в нескольких ведомствах, причем на федеральном уровне. Эксперты и игроки рынка заговорили о том, что препятствие, которое много лет мешало развитию речного туризма, наконец-то снято, и наша страна сможет заработать на своих естественных преимуществах – длинных, широких и, что уж скрывать, великих реках. Однако, как теперь выясняется, иностранные яхтсмены все равно не смогут свободно заходить в наши внутренние воды и путешествовать по ним безо всяких ограничений.
В минувшую пятницу Минтранс опубликовал проект правил плавания яхт под иностранным флагом по внутренним водным путям России: необходимость создания таких правил прописана в поправках, подписанных в июле президентом. В целом они вполне стандартны: в них указаны вполне логичные вещи, вроде того, что на борту должны находиться документы, подтверждающие право собственности на яхту и ее регистрацию, список пассажиров и вахтенный журнал. Но один момент вызывает ряд вопросов.
Согласно пункту 10 проекта правил, иностранные яхты могут ходить по российским рекам и озерам без лоцмана только в том случае, если на борту находится человек, владеющий русским языком в объеме, «достаточном для ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами, а также для переговоров между судами при расхождении и обгоне». Но и в этом случае будет действовать ограничение: если на борту будет находиться только один человек, имеющий базовые знания русского, то без лоцмана можно будет путешествовать лишь в том случае, если время между двумя стоянками не превышает 8 часов. В случае превышения этой цифры, на борту должны быть сразу два человека, умеющие говорить «прием», «судно» и другие тому подобные слова, чтобы эти люди сменяли друг друга.
Для плавания по внутренним водам иностранным путешественникам таким образом понадобятся так называемые «речные» лоцманы, которые, если говорить о нашем регионе, ведут суда от акватории Финского залива дальше в Ладожское озеро и Волгу. Подобные услуги в петербургском порту оказывают две организации: государственное ФГУП «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» и частная компания ООО «Волгобалт Пайлот».
При этом расценки на услуги лоцманов для каждого бассейнового управления ежегодно устанавливает Федеральная служба по тарифам. Как сообщается на сайте «Волго-Балта», в 2011 году один час работы лоцмана иностранному судовладельцу обойдется в 1525 рублей (для российских судов эта ставка ниже в 3 раза – 620 рублей). Таким образом, если, например, яхта будет двигаться по 12 часов в день, то за услуги лоцмана иностранцу придется заплатить чуть менее 500 евро. Не трудно подсчитать, что месяц путешествия с лоцманом обойдется европейскому яхтсмену в 15 тысяч евро. Кроме того, помимо денежных обременений, данное требование создаст еще одно неудобство: на все время путешествия на борту яхты будет находиться чужой человек. Более того: если яхтсмен вдруг будет спешить и двигаться более 12 часов в день, то, согласно действующему законодательству, на судне должны будут находиться не один, а сразу два лоцмана. Правда, на размер платы это не повлияет – как рассказали в ООО «Волгобалт Пайлот», размер сбора не зависит от количества проводников на борту.
При этом, если иностранные яхтсмены, прослышав про снятие ограничения на заход во внутренние воды, вдруг хлынут в Неву и Ладожское озеро, то им может просто не хватить лоцманов. Сейчас штат ФГУП «Волго-Балт» насчитывает порядка 80 лоцманов, в штате «Вологобалт Пайлот» – около 20 человек. К тому же, согласно действующему законодательству, проводить иностранные суда может далеко не каждый лоцман: для этого нужно иметь соответствующую категорию.
Правда, как говорит директор образовательной некоммерческой организации «Санкт-Петербургский мореходный класс» и бывший капитан учебного парусного судна «Мир» Сергей Тимошков, конкуренцию лоцманам могут составить российские яхтсмены: они могут сойти за русскоязычного члена экипажа, и тогда судну официально не будет нужна лоцманская проводка. «В отличие от тех же лоцманов, они лучше умеют обращаться с яхтой, знают, что это такое. Кроме того, их услуги могут стоить дешевле», – говорит Сергей Тимошков.
Важно подчеркнуть: путешествовать по внутренним водам европейских стран можно без лоцмана, для этого достаточно знать английский язык. «Ни в Финляндии, ни в Швеции, ни в Дании такого требования нет», – рассказали в Центральном речном яхт-клубе профсоюзов. Но, с другой стороны, как отмечают эксперты, Россия – это не Финляндия или Швеция. Нашим диспетчерам, работающим на внутренних водах, никогда не был нужен английский язык, поэтому введение столь жесткого филологического барьера – мера вынужденная. Правда, пока не совсем понятно, кто будет определять, достаточен ли объем знаний русского языка, который есть у яхтсмена, для ведения переговоров с диспетчерами, или нет.
Андрей Захаров

Версия для печати

 
   

Упоминаемые организации

  Реклама     
Консультант Плюс Четыре Грифона Выкройки RedCafe
ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ - Обзор изменений законодательства России, Санкт-Петербурга и Ленобласти
Индекс РТС Курс ЦБ РФ по EUR Курс ЦБ РФ по USD Кросс-курс Forex по EUR/USD
Rambler's Top100 Rambler's Top100