Saint Petersburg Business Guide - на главную
Рейтинг петербургских миллиардеров  

Новости

 
16 июня 2010 11:00

Аутсорсинг вопреки ожиданиям экспертов в Петербурге приживается медленно. Крупные компании неохотно обращаются к чужим услугам, предпочитая все делать самостоятельно


© dp.ru Деловые новости  

Аутсорсинг приживается медленно

Аутсорсинг вопреки ожиданиям экспертов в Петербурге приживается медленно. Крупные компании неохотно обращаются к чужим услугам, предпочитая все делать самостоятельно.

В начале кризиса компании в целях оптимизации затрат сокращали персонал и переводили бизнес-процессы на аутсорсинг. Но всплеск, отмечают эксперты, сменился спадом и разочарованием: ожидаемой экономии достигли далеко не все. Свою роль сыграло и недоверие между компаниями, появившееся во время острой фазы кризиса. Тем не менее, по оценке Techart, российский рынок аутсорсинга в 2009 г. составил около 260 млрд рублей - примерно 2,5% ВВП России.

Кто не лентяй
Строители всегда использовали в своем бизнесе подрядчиков, но в последнее время они начали обращаться к новым видам аутсорсинга: аренде call-центров для отделов продаж, обслуживанию IT-сетей и т.д.
Доля внутренних и внешних работ меняется в зависимости от того, в каком ценовом сегменте работает застройщик. ‘В сегменте жилья экономкласса можно говорить о вертикальной интеграции, - говорит управляющий ООО ‘ГДСК’ (группа ЛСР) Юрий Белышев. - Мы сами выполняем полный цикл работ, от нулевого цикла до чистовой отделки’.
Президент холдинга ‘ЛенСпецСМУ’ Вячеслав Заренков согласен с коллегой: строительство типового жилья отдавать на сторону нецелесообразно. ‘Наш холдинг выполняет практически весь комплекс работ, от поиска проекта до его полной реализации, своими силами и силами дочерних предприятий, - говорит он. - Доля работ, передаваемых на аутсорсинг, составляет не более 10%’. По его мнению, не следует отдавать на аутсорсинг продажу недвижимости: пусть риелторы предлагают квартиры, но сделки с клиентами застройщик должен заключать без посредников. Также, считает Вячеслав Заренков, нежелательно передавать сторонним организациям рабочее проектирование объектов и юридическое сопровождение. Обе функции связаны с рисками и требуют полного контроля со стороны собственников бизнеса.
Денис Литов, глава СК ‘Прагма’, наиболее радикален. ‘Любой аутсорсинг - это деление прибыли, чреватое для окупаемости, - говорит он. - На рынке мало жизнеспособных компаний, наша - одна из них. И именно потому, что мы не отдавали ничего на аутсорсинг. Мы не даем никому на нас зарабатывать, все делаем сами: от проекта до отделки помещений. В строительстве типового жилья если отдаешь что-то на сторону, значит, ты либо лентяй, либо не умеешь управлять бизнесом’.
Но порой без сторонних ресурсов просто не обойтись. Особенно это касается удаленных проектов, куда своих специалистов направлять слишком накладно. ‘Мы объявили конкурс на проектно-изыскательские работы для коттеджного поселка в Сочи среди местных компаний’, - говорит директор по маркетинговым коммуникациям холдинга ‘М-Индустрия’ Алексей Топольницкий. До этого холдинг привлекал местные институты для экоэкспертизы проекта ‘Остров Федерация’.
‘М-Индустрия’ также отдает на аутсорсинг обслуживание IT-сетей и рассматривает возможность использования внешнего call-центра в отделе продаж: ‘Затраты не повышаются, зато результаты весьма впечатляющие: современный call-центр в любой момент предоставляет полную статистику и аналитику всех звонков за тот или иной период’.
Что касается премиального и элитного домостроения, там доля аутсорсинга порой достигает 90% работ. Так, холдинг RBI вообще не имеет в своей структуре строительных и производственных мощностей, а отдает работы на аутсорсинг.

В жаркий период
В производстве многие используют внешние ресурсы от случая к случаю, когда есть крупные проекты и надо резко нарастить обороты, а в остальное время обходятся своими силами. Привлекая подрядчиков на отдельные этапы работ над крупными контрактами, промышленники избегают лишних текущих трат в периоды затишья.
‘В штате у нас костяк рабочих, который способен в короткий срок выполнить весь цикл работ, - говорит Леонид Грабовец, глава ОАО ‘Судостроительная фирма ‘Алмаз’. - Но если поступает большой заказ или поджимают сроки, мы привлекаем сторонних субподрядчиков: работы выставляем на конкурс, выбираем качество, сроки и цены. У меня на таких субподрядах работают десятки фирм, до 300 человек. А когда затишье, они мне не нужны’.Но не всем удается найти эффективную модель аутсорсинга. Например, ЗАО ‘Нева Кабель’ не нашло на рынке аутсорсинга интересного для себя предложения по сокращению издержек. ‘Единственное, что мы отдали на аутсорсинг, - это уборка помещений’, - говорит Юрий Матвеев, глава компании.
В торговле наблюдается похожая тенденция: аутсорсинг востребован в горячие сезоны. ‘Сейчас для нас оптимально большую часть работ делать самим, - говорит директор по развитию сети продуктовых магазинов ‘Морковь’ Елена Пост. - Но мы постоянно рассматриваем предложения и, если это выгодно, используем их. На начальном этапе, когда мы еще не вышли на стабильные обороты, было невыгодно гонять полупустые машины с товаром. Тогда мы привлекали чужой транспорт’. При этом Елена Пост допускает возможность привлечения машин со стороны в горячие дни.
Сеть аптек ‘Фармация’ также предпочитает в повседневной работе вертикальную интеграцию. Зато при открытии новых торговых точек активно привлекает сторонние компании. ‘У нас сейчас экспансия, мы открываем 120 аптек на вокзалах в разных городах страны’, - говорит глава компании Евгений Богданов. По его словам, на новом месте ‘Фармация’ привлекает рекрутинговые агентства для найма персонала и местные стройфирмы для отделки помещений. Потом новая аптека встраивается в структуру компании.
Сеть ‘ТехноШОК’ отдала на аутсорсинг все складское хозяйство. ‘К этому мы пришли за годы работы, поняв, что логистические операторы гораздо лучше справляются с этой работой, чем наши отделы, - говорит управляющий директор сети ‘ТехноШОК’ Екатерина Медынская. - Поэтому мы нашли оператора, с которым надеемся работать долгие годы. Транспорт - частично: мы держим минимум машин, а в высокий сезон изучаем цены на рынке и выбираем подрядчиков’.
X5 Retail Group отдала на аутсорсинг уборку помещений и прилегающей территории. Кроме того, компания активно прибегает к аутстаффингу - аренде персонала. Это позволяет сократить капитальные вложения (покупка оборудования).
Аутстаффинг позволяет регулировать численность персонала: проще расторгнуть договор аренды персонала, чем трудовые контракты с работниками.
‘Если работа тебе важна, ее лучше делать своими руками, - радикален в своих оценках Евгений Осояну, глава холдинга ‘Чайная ложка’. - Мы просчитывали варианты аутсорсинга в логистике и обслуживании оборудования. Так вот, все это по факту дороже. Рынок таких услуг у нас не развит, конкуренции на нем нет - в этом вся причина’.
Но, спорит глава ресторанной группы ‘Тритон’ Константин Белый, все уметь невозможно, всегда есть вещи, которые другие делают лучше.
Как отмечают в НП ‘Астра’ (ассоциация IT-аутсорсинговых компаний России), конкуренция среди аутсорсеров уже приносит свои плоды в виде повышения их эффективности и цивилизованности. Поэтому эксперты в 2010 г. пророчат рынку внешних услуг рост в 10-16%. Но крупные холдинги не спешат отказываться от вертикальной интеграции.
Поэтому аутсорсерам придется сильно постараться, чтобы оправдать такой прогноз.

Цифры
$0,2 трлн составил мировой рынок аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing).
Ежегодный мировой прирост рынка в последние годы составляет 7-10%.

+
Экономия расходов на персонал (обучение, страхование, отпуска, налоги).
Экономия на капвложениях в непрофильное оборудование.
Возможность сосредоточиться на основной деятельности.
Возможность выбора оптимального соотношения цены и качества услуг.
-
Затруднен контроль над исполнением работ (нет прямого подчинения со стороны исполнителя).
Цены на аутсорсинговые услуги не ниже.
Переход от вертикальной интеграции к аутсорсингу требует подготовки, а значит, временных и финансовых затрат.



Полный текст статьи и все графические и текстовые материалы опубликован в свежем номере газеты ‘Деловой Петербург’

Экономия выходит незначительной

Эдуард Пичугин, Председатель совета директоров группы компаний ‘КиноСити’
Мы отдали на аутсорсинг всю свою сферу обслуживания: уборку помещений в наших кинотеатрах, секьюрити, аудит. Консалтинг в последнее время используем гораздо меньше, чем раньше, так как ценность этого рода услуг в кризис, с нашей точки зрения, сильно упала.
В любом случае содержание своего штата для всех этих работ - это всегда трудовые риски. Не говоря уже о необходимости содержать большой отдел кадров и о прочих связанных с этим затратах.
Впрочем, экономия на аутсорсинге если и есть, то совсем незначительная. Чаще даже наоборот - это дороже, чем делать самим. Но преимущества, на мой взгляд, тоже совершенно очевидны. Во-первых, гораздо выше качество работ. Мы предпочитаем работать с крупными специализированными подрядчиками, имеющими опыт работы и зарекомендовавшими себя на рынке.
Кроме того - и это очень важно - договорное законодательство у нас в стране гораздо лояльнее к заказчику, нежели трудовое к работодателю. Поэтому при использовании аутсорсинга у нас гораздо больше возможностей требовать от подрядчика надлежащего качества работ, чем от собственного наемного сотрудника.

Нам не хватает персонала

Александр Павлов, Директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group
Мы, как крупная и постоянно растущая компания, постоянно испытываем нехватку персонала - продавцов, грузчиков, фасовщиков, поваров, пекарей.
На Северо-Западе в наших магазинах работает более 18 тыс. сотрудников. На этот год у нас запланировано открытие более 45 ‘Пятерочек’ в нашем регионе, а это создание еще более 1,3 тыс. рабочих мест. В крупных городах молодые люди с небольшим интересом рассматривают возможность трудоустройства на вакансии базового персонала, поэтому мы вынуждены прибегать к аутстаффингу и аутсорсингу. Но есть в этом и свои плюсы. Аутсорсинг позволяет сократить капитальные вложения. Например, в случае клининга - это приобретение дорогостоящих пылесосов, поломоечных машин. Кроме того, аутсорсинг позволяет регулировать численность персонала с учетом цикличной потребности в нем: увеличение численности персонала в выходные либо праздничные дни за счет привлечения дополнительного временного персонала. Мы профессионалы в торговле, и поэтому правильнее сосредоточить свои ресурсы на основной деятельности, отдавая клининг и решение проблем по нехватке персонала за пределы компании.

Илья Андреев, Коммерческий директор ОАО ‘Строительная корпорация ‘Возрождение Санкт-Петербурга’
Чем дороже сегмент жилья, тем шире используется в нем аутсорсинг. В элитном сегменте девелопер своими силами выбирает и приобретает участок, определяет концепцию застройки. После этого он лишь контролирует процессы строительства, продвижения и продажи.
У нас, например, действует отдел технического надзора и налажена жесткая система контроля над проведением строительных работ. Остальные бизнес-процессы - оценка, проектирование, строительство, реклама и маркетинг - передаются сторонним компаниям. После покупки участков мы проводим профессиональную оценку территорий для определения наиболее эффективного использования места. Для проектирования домов привлекаем самые именитые архитектурные мастерские. Для строительства привлекаем генподрядчиков и субподрядчиков. В период экономической нестабильности это соотношение внутренних и внешних работ почти не изменилось. Наша корпорация лишь оптимизировала маркетинговые расходы. В частности, мы отказались от услуг рекламного агентства и наладили прямое взаимодействие с поставщиками рекламных услуг.

Павел Горошков
   

Упоминаемые организации

  Реклама     
Консультант Плюс Четыре Грифона Выкройки RedCafe
ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ - Обзор изменений законодательства России, Санкт-Петербурга и Ленобласти
Индекс РТС Курс ЦБ РФ по EUR Курс ЦБ РФ по USD Кросс-курс Forex по EUR/USD
Rambler's Top100 Rambler's Top100