Saint Petersburg Business Guide - на главную
Рейтинг петербургских миллиардеров  

Новости

 
2 июня 2010 11:00

Кризис заставил отели Петербурга снизить цены из-за уменьшения количества туристов. Исключением, как и прежде, станут дни Петербургского экономического форума


© dp.ru Деловые новости  

Сдержанный пессимизм отельеров

Кризис заставил отели Петербурга снизить цены из-за уменьшения количества туристов. Исключением, как и прежде, станут дни Петербургского экономического форума.

По данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства СПб, в 2009 г. в Петербурге побывало 4,8 млн туристов, в том числе 2,3 млн иностранных (в 2008 г. - 2,4 млн иностранных туристов). Общее увеличение произошло за счет внутреннего туризма.

Дешевле только даром
Руководитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев отмечает, что основная масса гостиниц дала конкурентоспособные цены на сезон. Единственное обстоятельство, которое может испортить картину, - это непредсказуемое снижение цен гостиниц для зарубежных партнеров в обход договоров с турфирмами. Речь идет о прямом бронировании гостиниц иностранными турфирмами, в частности из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Подобные прецеденты были в минувшем сезоне, и есть опасения, что они могут возникнуть снова. Как сообщают в Союзе туриндустрии, представители гостиниц предложили коллегам сохранять порог цен, кото­рым является цена, указанная гостиницей в договоре с турфирмами. Иначе дем­пинг может привести к разрушению рынка.
Между тем Петербургское управление ФАС начало проверку городских гостиниц. Как заявил глава управления Олег Коломийченко, цены в гостиницах на 17-19 июня, когда будет проходить Петербургский экономический форум, выросли на 30-800%. В 2008 г. УФАС уже признавало 11 гостиниц участниками сговора по повышению цен, но отельеры успешно оспорили решение ФАС в судах и объясняют повышение цен исключительно сезонностью.

Отель наполовину пуст
По оценкам специалистов компании ASTERA St.Petersburg, в кризисный период заполняемость гостиниц города снизилась на 20-25% по сравнению с летом 2008 г. При этом рынок по-прежнему характеризуется сезонностью: в высокий сезон заполняемость гостиниц доходит до 95-100%, а в низкий гостиницы едва заполняются на 45-50%.
По данным компании GVA Sawyer, за I квартал 2010 г. заполняемость повысилась на 18-20% и составляет порядка 58-60%. Отметим, что в низкий сезон в город приезжают, как правило, индивидуальные туристы, а поток групповых бронирований (как туристических, так и корпоративных) приходится на высокий сезон.
‘Пока нельзя с уверенностью сказать, будет ли этот год лучше, но мы прогнозируем увеличение загрузки на 5% в 2010 г., что является положительным показателем’, - отмечает директор отдела продаж и маркетинга ‘Гранд Отеля Европа’ Екатерина Куликова.
Загрузка пятизвездочных отелей за I квартал снизилась на 6%, но прогнозируется увеличение в период с мая по октябрь, что позволит увеличить показатели по сравнению с прошлым годом. В компании ‘Нота-Бена’ (разработчик системы онлайн-бронирования отелей) отмечают, что в начале мая доступны для бронирования около 40% отелей из числа работающих с глобальными системами дистрибуции. В настоящий момент и на пик сезона (середина июня) доступно около 35% объектов размещения.

Цены вниз
С уменьшением загрузки в 2009 г. снизилась и стоимость размещения в гостиничных номерах - в среднем на 7-11% (в зависимости от категории). Как отмечают в компании ASTERA, больше всех пострадали гостиницы класса 4-5 звезд, где снижение стоимости номеров составило порядка 30%. В GVA Sawyer отмечают, что цены именно в этой категории отелей были наиболее завышены в докризисный период. В 2010 г. из-за проблем в экономике и, как следствие, снижения уровня платеже­способности будут происходить дальнейшие снижение и корректировка цен, однако они не будет столь значимыми, как в предыдущие периоды.

Летнее удорожание
Минимальная цена на проживание в отелях Петербурга, зафиксированная в начале мая в глобальных дистрибутивных системах, не превышает $80, отмечает Наталия Захарова, менеджер по связям с общественностью компании ‘Нота-Бена’.
После майских праздников произошло небольшое снижение минимальной цены - до $75, а затем в связи с началом высокого туристического сезона цены будут только расти.
Зафиксированная в мае минимальная цена на первую половину июня достигает $90 и, возможно, еще увеличится.
Средняя цена на стандартный двухместный номер в отеле, зафиксированная в начале мая, составляет примерно $165-170. Но с середины месяца она резко растет, и уже на середину июня средняя цена прогнозируется в размере $230.

Больше не значит лучше
В комитете по инвестициям и стратегическим проектам сообщили, что в прошлом году введены в эксплуатацию 36 гостиниц и дополнительные апартаменты и номера (всего на 1402 номера). В 2010 г. планируется ввести в эксплуатацию восемь гостиниц на 1062 номера. Наиболее значимые проекты - это Court Yard Mariott на наб. канала Грибоедова (4 звезды, 275 номеров), а также W hotel на Вознесенском пр. (5 звезд, 136 номеров).
В 2010 г. открылись две гостиницы класса 3 звезды на 90 номеров: на наб. реки Пряжки и гостиничный комплекс на Стремянной ул. В апреле неподалеку от Московского вокзала открылся третий отель сети Park Inn в Петербурге - ‘Парк Инн Невский’ на 270 номеров.
‘В прошлом году на рынке не появилось новых отелей класса 5 звезд, но планируется несколько открытий в конце 2010 - начале 2011 г., и, безусловно, спрос будет перераспределяться’, - говорит Екатерина Куликова. Таким образом, с учетом падения турпотока появление новых отелей нельзя считать однозначно положительным для рынка.

Крупные отели, открытые в 2009 г.
Holiday Inn Moskovskie vorota - 3*, 557 номеров
Corinthia Nevsky Palace (расширение) - 5*, 107 номеров
Reval Hotel Sonya - 3*, 173 номера

Полный текст статьи и все графические и текстовые материалы опубликован в свежем номере газеты ‘Деловой Петербург’

Остался только один путь - вверх

Геир Сикко, Генеральный управляющий отелями ‘Радиссон САС Ройал’ и ‘Парк Инн Невский Санкт-Петербург’
Кризис негативно отразился на всех отелях города, но еще в конце года мы снизили свои ожидания на 2010 год, поэтому бюджет основывался на результатах 2009 года.
Сегодня мы видим, что загрузка и бизнес в общем далее не уменьшались, а даже немного увеличились в процентном соотношении по сравнению с тем же кварталом прошлого года.
Можно ли перевести это на позитивный лад или нет, или это только продолжение кризиса - сложно сказать, но я чувствую, что бизнес растет, и, следовательно, я верю, что мы уже были в самой низкой точке, откуда остался только один путь - вверх.
В целом средний показатель цены в городе уменьшился. Это произошло из-за нескольких факторов, первый - общая ситуация с рублем. Рубль стал слабее и уменьшил свои показатели повсюду, что хорошо было воспринято иностранными гостями, которые были единственными, кто смог получить выгоду от сложившейся ситуации.
Цены будут продолжать расти, но намного медленнее, чем раньше, а причина тому - количество новых отелей, которые открылись за последние 1-2 года.
Вторая причина заключается в том, что количество прибывающих гостей, туристов и бизнесменов, не увеличивается с такой же скоростью, как число отелей. Это связано и со сложностью получения визы в Россию, и с инфраструктурой города.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на большое количество новых гостиниц в городе, отели будут всеми силами стараться сохранять (не снижать) существующие тарифы в 2010 году при условии, что туристический поток не будет интенсивно расти.
Я надеюсь, что загрузка будет варьироваться в 3-5-звездочных отелях от 50 до 80%.Спрос и предложение сложно предсказывать, но у меня нет причин полагать, что увеличение количества гостиниц - это то, что нам сейчас нужно, по крайней мере до тех пор, пока не изменится ситуация с инфраструктурой города и политикой въезда / выезда в один из самых красивых городов в Европе.

Город не получает прибыли зимой

Эдгард Паули, Главный менеджер гостиницы ‘Новотель Санкт-Петербург Центр’
Заполняемость падает, и 2010 г. даже хуже, чем 2009 г., так как в 2009 г. бронирование было на уровне второй половины 2008 г. Некоторые отели с ноября прошлого года заполнены на 20-30% - это на 10-20% меньше, чем в прошлом году.
Средняя доходность упала на 30%. Открылись новые отели, и некоторые гостиницы предлагали низкие цены, чтобы удержать свою долю на рынке, предполагая подъем в 2010-2011 гг.
Сейчас туроператоры и турагенты делают ‘шопинг’, выбирая самую низкую цену в городе, получая лучшие отели по самой маленькой или наиболее приемлемой цене. Это может быть даже ниже 3 тыс. рублей за ночь для 4-звездочной гостиницы. Город не получает зимой никакой прибыли от своего культурного наследия: виза остается главной проблемой, большинство авиакомпаний сокращают или отменяют рейсы зимой, а лоукостеры по-прежнему не летают в Петербург. Все это не способствует развитию дешевого и массового туризма.
В такой ситуации важным моментом становится продвижение отеля на рынке. Сегодня вы должны быть по обе стороны Интернета. Если вы не являетесь частью Глобальной сети, вы вне рынка. Интернет - везде и для всех, и вы должны быть в трех или четырех кликах мышкой от бронирования - если нет, то потенциальные клиенты уйдут к конкурентам.
Но не менее важны и хорошие отношения с туроператорами и турагентами: мы все еще зависим от рынка отдыха больше, чем от корпоративных клиентов, которые более ориентированы на Интернет, в то время как туристы все еще используют турагентства, чтобы организовать поездку.
Новые отели по-прежнему открываются. При этом производители машин теряют прибыль, строительство новых предприятий приостановлено или отложено, число корпоративных путешественников снижается, и даже сообщество экспатов сократилось. Это не кажется очень радужной перспективой на ближайший месяц или год.

Мария Мокейчева
   

Упоминаемые организации

  Реклама     
Консультант Плюс Четыре Грифона Выкройки RedCafe
ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ - Обзор изменений законодательства России, Санкт-Петербурга и Ленобласти
Индекс РТС Курс ЦБ РФ по EUR Курс ЦБ РФ по USD Кросс-курс Forex по EUR/USD
Rambler's Top100 Rambler's Top100