Saint Petersburg Business Guide - на главную
Рейтинг петербургских миллиардеров  

Новости

 
24 февраля 2010 11:00

Тамара Брусокене, генеральный директор и совладелец ООО ‘Гелиос Отель’, о перспективах рынка загородного отдыха и собственном опыте создания двух гостиниц практически с нуля


© dp.ru Деловые новости  

Приоритет – повышение качества

Интервью Тамара Брусокене, генеральный директор и совладелец ООО ‘Гелиос Отель’, о перспективах рынка загородного отдыха и собственном опыте создания двух гостиниц практически с нуля.

В этом году вы отмечаете 10–летие ‘Гелиос Отеля’. Тогда, в 2000 году, вы одними из первых вышли на местный рынок с концепцией частного загородного отеля, впоследствии появилось множество аналогичных проектов. Можно ли говорить о том, что рынок загородного отдыха к настоящему моменту сформировался?
– Я считаю, что этот рынок до сих пор находится в самом начале пути. Помимо современных отелей на рынке большей частью представлены санатории и пансионаты – наследие советского прошлого. Уровень инфраструктуры в них не дотягивает до современных стандартов. Будущее таких пансионатов и санаториев очень туманное, потому что их модернизация требует высокого объема инвестиций. Окупаться они будут очень долго, поэтому интерес со стороны инвесторов к ним невысок.

В целом насколько привлекателен рынок загородных отелей для инвестора?
– Рынок был и остается привлекательным, но высокие объемы вложений и длительные сроки окупаемости остужают пыл многих инвесторов. Ко мне не раз обращались за консультациями желающие строить гостиницы в Курортном районе. Инвесторы, как правило, были крупными, с большими деньгами, они мечтали о красивых отелях, больших потоках гостей. Но, когда мы с ними начинали перекладывать все в цифры, иллюзии разбивались. Многие после этого отказывались от своих идей, самые смелые начинали проекты и не заканчивали. Примеры недостроенных объектов сейчас можно найти в Комарово и Репино.
Срок окупаемости проектов гостиничного бизнеса уровня 3–4 звезды в России составляет 12–15 лет, что практически не отличается от зарубежной практики. Думаю, в стране еще достаточно других привлекательных рынков с более короткими сроками окупаемости, поэтому инвесторы в первую очередь ориентированы на них.

Значит ли это, что в ближайшей перспективе количество объектов на рынке увеличиваться не будет?
– Думаю, в этом нет необходимости. Загородных отелей в окружении Петербурга достаточно, они просто должны повысить качество своей инфраструктуры. Рынку следует развиваться в первую очередь в направлении повышения качества, а не количества. Нужно расширять спектр услуг и улучшать их качество.

Как вы пришли в этот бизнес?
– Начиналось все 10 лет назад, когда ‘Балтийская консалтинговая группа’, которую я возглавляла, купила у Федерации профсоюзов пансионат ‘Ленинградец’. Объект, состоящий из двух спальных корпусов, на тот момент находился в крайне запущенном состоянии. Поскольку наша компания специализировалась на девелопменте и не имела опыта управления отелями, мы изначально планировали реконструировать объект под жилой фонд и сдать его в долгосрочную аренду. Но потом мы посмотрели и решили, что Курортный район на тот момент оставался столь же привлекательным, как и в эпоху СССР, когда сюда приезжали на отдых и лечение со всех республик. Сначала мы реконструировали один из двух корпусов, открыв в нем ‘Гелиос Отель’. Два года назад закончилась реконструкция второго корпуса, в нем открылся отель более высокого класса ‘Аквамарин’.

Сколько вы вложили в оба этих объекта?
– Всего за эти 10 лет объем инвестиций в реконструкцию двух отелей составил около $20 млн.

Отличается ли позиционирование двух ваших отелей?
– ‘Аквамарин’ мы позиционируем как spa–отель для индивидуальных гостей. ‘Гелиос Отель’ ориентирован на широкую аудиторию – от семей с детьми до корпоративных клиентов. Сейчас мы вплотную подошли к тому, чтобы открыть в ‘Гелиос Отеле’ лечебно–профилактическое направление. По договоренности с больницей №40 в Сестрорецке совместными усилиями мы намерены развивать медицинский туризм, привлекая сюда в первую очередь гостей из ближнего зарубежья. Если вспомнить, в СССР граждане со всей страны приезжали лечиться в Москву и Петербург. По нашим оценкам, такая потребность сохраняется до сих пор. В рамках медицинского направления, которое планируется к запуску летом этого года, мы как загородный релаксационный комплекс намерены концентрироваться на профилактике и оздоровлении, а диагностику и все основные лечебные процедуры будут выполнять специалисты лечебно–профилактических учреждений Курортного района.

Планы дальнейшего развития бизнеса предполагают значительный объем инвестиций?
– Да, наиболее капиталоемкий проект – это создание третьей гостиницы. Еще в 2006 году у пансионата ‘Северная Ривьера’, который расположен прямо напротив нас, мы приобрели жилой корпус ‘Селена’. Здание находится в относительно плачевном состоянии, и его реконструкция требует больших вложений. Объект емкостью 160 номеров, скорее всего, будет ориентирован на корпоративный отдых и оздоровление. Говорить о сроках реализации проекта пока сложно, мы выжидаем так же, как и все, хотя проект реконструкции и развития комплекса подготовлен.

Как кризис сказался на заполняемости отелей, изменилась ли структура клиентов?
– В 2009 году заполняемость ‘Гелиос Отеля’ снизилась всего на 3,3%. Большого падения помогли избежать многочисленные акции. По выручке мы упали на 8%, по рентабельности практически остались на прежнем уровне. Среднегодовой показатель заполняемости за последние несколько лет находится в промежутке 60–63%, мы считаем это очень хорошим результатом. Что касается отеля ‘Аквамарин’, то там достижения значительно более скромные. Объект еще недостаточно известен, поэтому показатели заполняемости низкие. Сейчас мы работаем над повышением уровня сервиса до заявленной цены.
Кризис привел к оттоку корпоративных клиентов. Если в 2008 году их доля среди всего числа гостей составила 45%, то в 2009 году она уменьшилась до 39%. При этом раньше мы работали в основном с крупными компаниями, а теперь к нам обращаются средние фирмы со штатом персонала 50–70 человек.
К счастью, определенную переориентацию от корпоративных к частным клиентам мы начали еще до кризиса. Причиной тому стала значительно возросшая конкуренция на корпоративном рынке. Мы начали активно развивать spa–направление, ввели детские оздоровительные программы, запустили антистрессовую программу ‘Усталый менеджер’. Все это дало значительный приток новых частных клиентов.
На текущий год мы для себя поставили задачу остаться на уровне не ниже 2009 года, и, я думаю, эта задача вполне выполнимая.

Управление загородной гостиницей отличается от управления городским отелем?
– Да, разница в источниках дохода. Если в городских отелях большую часть выручки дает номерной фонд, то в загородном отеле основные финансовые потоки генерирует инфраструктура. Мы не можем зарабатывать на сдаче одних только номеров, поэтому каждый день должны предлагать что–то новое: зоопарк, бассейн, spa, концерты и т. д. Это требует значительных финансовых вложений, которые в период кризиса делать тяжело. Из–за этого, например, у нас заморожен проект строительства собственного аквапарка. Надеяться на инвесторов, которые могли бы сейчас реализовать такой проект в Курортном районе, тоже нельзя, так как им проекты со сроком окупаемости около 15 лет неинтересны. Хотя, замечу, появление аквапарка в Курортном районе может дать стимул к развитию всем отелям, всей курортной зоне Петербурга.

Вы рассматривали возможность привлечения внешней компании для управления отелями?
– Были такие мысли, но на российском рынке мы достойных кандидатов не нашли, так как у всех современных компаний опыта не намного больше, чем у нас. Что касается западных, то это мечта, которая пока далека от воплощения. Иностранцы выставляют очень жесткие требования к архитектуре и инфраструктуре, которым мы не можем соответствовать. Привлечение западной УК было бы возможно в случае строительства нового объекта.

А, наоборот, взять в управление другие отели не планировали?
– Мы планируем создание собственной управляющей компании, но переговоры на эту тему пока не ведем. Участие в управлении несколькими отелями позволит нам создать сеть, а сетевые отели всегда более успешны на рынке.

К вам поступали предложения о покупке бизнеса?
– Да, было много заинтересованных инвесторов в 2006–2007 годах. Мы рассматривали два очень хороших предложения, когда за все три объекта – ‘Гелиос Отель’, ‘Аквамарин’ и ‘Селену’ – нам предлагали $70 млн. Но в итоге мы ответили на них отказом. Решили, что будем развиваться сами: в то время рынок активно рос. И, хотя сегодня ситуация на рынке совершенно иная, силы и средства для дальнейшего развития у нас имеются.
Если в городских отелях большую часть выручки дает номерной фонд, то в загородных – инфраструктура.
Участие в управлении несколькими отелями позволит нам создать сеть, а сетевые отели всегда более успешны на рынке.

О компании
ООО ‘Гелиос’ владеет гостиницами ‘Гелиос отель’ (3 звезды, 200 номеров) и ‘Аквамарин’ (4 звезды, 113 номеров), а также корпусом ‘Селена’, ранее входившим в состав санатория ‘Северная Ривьера’ (корпус в настоящее время готовится к реконструкции). Объекты расположены в г. Зеленогорске Курортного района Петербурга.
Совладельцами ООО ‘Гелиос’ являются Тамара Брусокене (доля 40%) и московская компания, входящая в финансовую группу ‘Промсвязькапитал’ (60%). Последняя также владеет санаторием ‘Репино’ и гостиницей ‘Репино бутик–отель’.

Тамара Брусокене
Родилась в 1966 году в Брянской области.
Закончила в 1988 году Ленинградский финансово–экономический институт. Кандидат экономических наук.
с 1991 года принимала непосредственное участие в руководстве многими девелоперскими и риелторскими проектами в СПб. С 1998 г. – главный идеолог и руководитель крупнейшего на Карельском перешейке рекреационного комплекса ‘Гелиос Отель’.
Семья – сын и дочь.
Хобби – горные лыжи, чтение, музыка, театр, путешествия.

Марк Чернов
   

Упоминаемые организации

  Реклама     
Консультант Плюс Четыре Грифона Выкройки RedCafe
ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ - Обзор изменений законодательства России, Санкт-Петербурга и Ленобласти
Индекс РТС Курс ЦБ РФ по EUR Курс ЦБ РФ по USD Кросс-курс Forex по EUR/USD
Rambler's Top100 Rambler's Top100